Система занятий по русскому языку и литературе при подготовке к ЕГЭ
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Новые условия образовательной деятельности: проведение мониторинга овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования, тестовое обучение с 5-ого класса, применение разноуровневого дидактического материала, ежегодный смотр знаний по русскому языку и литературе в 5 – 10 классах по материалам КИМов ЕГЭ.
3. Идея изменений (в чём сущность проекта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)
Исследовательские методы обучения, саморазвивающее обучение, проблемные поисковые ситуации, уровневая дифференциация способствуют систематическому обучению и воспитанию каждого ученика.
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски)
Комплексное систематическое повторение, знакомство с материалами КИМов по русскому языку и литературе, начиная с 5-ого класса, их апробирование при проведении контрольных и зачётных работ, умение анализировать предложенные варианты тестовых заданий.
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
Реализация данной методики возможна учителем, имеющим творческие и организаторские способности, желание увлечь предметом, владеющим методикой работы индивидуального и дифференцированного обучения.
6. Результат изменений
Высокий уровень обученности учащихся по русскому языку и литературе, положительная динамика и результаты ЕГЭ по русскому языку в 2008 – 2010 гг.
III. Педагогическое эссе. Описание проекта
Преподавание русского языка и литературы в современных условиях должно обеспечивать высокие результаты выполнения учащимися тестов ЕГЭ и базироваться на использовании передовых образовательных технологий. Подготовка к единому государственному экзамену требует специальных занятий с учащимися, продуктивной организации повторения учебного материала не только в старших классах, но и начиная с 5-ого класса.
Важная роль в формировании знаний принадлежит систематической диагностике и мониторингу овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования. Успешность обучения во многом определяется уровнем сформированности познавательных способностей ученика, а также знание учителем личностных особенностей обучаемого, развитие его творческих задатков.
Организация подготовки к ЕГЭ должна начинаться в 5-ом классе, где возможно успешно использовать различные формы контроля знаний, широко применять тесты. Для развития навыков аналитической деятельности необходима систематическая сопоставительная работа со справочной литературой, с разными типами словарей и пособий. Для расширения познавательной деятельности учащихся, формирования активной жизненной позиции требуется внеклассная работа по предметам: организация конкурсов, викторин, проведение олимпиад для учащихся всех уровней подготовленности,а не только для одарённых детей, ежегодные открытые смотры знаний по русскому языку и литературе. В результате такой работы у учащихся формируются прочные знания по русскому языку и литературе, систематизируется научная информация.