По мнению психологов, переход детей в среднюю школу – это серьёзное испытание для ребёнка.
Учитель также проходит этапы узнавания детей, привыкания к ним.
Возникают разные проблемы, одна из главных – проблема преемственности, которая должна быть одним из серьёзных направлений в работы школы.
Преемство должно прежде всего выражаться в согласованности программ, требований учителей начального звена и средней школы.
На каком уровне это осуществляется у нас? На уровне личных контактов, в форме диагностических работ в конце 4 класса и в начале 5. Согласимся, в этом взаимодействии нет системы, позволяющей обсуждать и решать важные вопросы.
Я не хочу сегодня говорить о пресловутых безударных гласных, есть проблема поважнее:
Дети сегодня с трудом продвигаются по тексту, последовательно излагают прочитанное, не могут отличить главное от второстепенного, даже если текст прост по содержанию. А что такое осмысленное чтение и простой пересказ? Это развитие не только речи, но и памяти, и логического мышления (что за чем следует), и преодоление комплексов (ты рассказываешь- одноклассники слушают). Естественно, эти же вопросы решаются в других видах работ, но важнее не вопрос-ответ, а ответ-монолог.
Пересказу мы учим не все школьные годы, а главным образом с 1 по 7. (В 8 классе уже далеко не все руки поднимают.) Если ученик не может пересказать историю о Петре и Февронии, то что он расскажет по другим предметам? Сколько у нас учеников сидят молча не один год? Согласна, может быть, они преуспевают в математике, в компьютерных технологиях, но таких немного, и не о них речь. Точные, сложные науки не для всех. Способные в этой области пусть молчат, я имею в виду обычного ученика, который должен выйти в жизнь и презентовать себя хотя бы словесно. Над этой проблемой, мне кажется, мы должны целенаправленно работать вместе с начальной школой.
Сегодня мы перечисляем разные технологии, но при любых инновационных технологиях нам не уйти от того традиционного, что лежит в основе образования.
Мы меньше стали заучивать наизусть – таково требование программы, последствия, я считаю, ощутимы: память у большинства детей «дырявая».
Уроки, отведённые на чтение стихов, превращаются не в праздник, как предполагается, а в муку. Я бы никого не пригласила на этот урок.
Еще раз повторяю, только вместе с начальной школой мы можем как-то исправить положение.
Что же касается того, что ученики при переходе в среднее звено испытывают психологические трудности, мы частично можем снять эту нагрузку, если в 4 четверти учителя- предметники проведут по паре уроков в соответствующем классе.
Так мне видится проблема перехода.