С введением обязательного ЕГЭ перед всеми встал вопрос  о месте литературы в системе школьного образования. Предполагалось, что с отменой экзаменационного сочинения  изменится отношение учеников к предмету. Прошло достаточно времени для обобщений и выводов. На мой взгляд, наши опасения были напрасными в том смысле, что ученики давным-давно перестали читать, и ЕГЭ тут совершенно ни при чём. Отношение  учеников к предмету не изменилось, к счастью, они даже не задумываются над вопросом: зачем нужен этот предмет? Доброй половине всё равно, другие настроены традиционно, и только небольшой группе литература по–настоящему интересна. Так было всегда.

Главным образом мы, учителя, настолько захвачены тестами по русскому языку, что отодвинули литературу на второй план, и наше отношение к предмету передаётся детям. Мне кажется, этого допускать нельзя.

Все сходятся во мнении: литература и история составляют половину школьного образования.

Каково сегодня положение предмета? В 9-11 классах готовимся к ЕГЭ по русскому языку, т.е. повторением, закреплением того, что изучили в 7 классе, отработкой приёмов - всем тем, что меньше всего способствует развитию, формированию сознания, расширению  кругозора. Это долгое стояние на одном месте (подготовка идёт три года)!

Мне кажется, мы проявляем подчас фанатизм в этом направлении. Представим себе: мы ведём 9, 10, 11 классы. 3-4 четверти. Чем мы заняты? Натаскиванием! И 10 класс уже приближен к настоящему экзамену. Озабоченный всевозможными приёмами, учитель сам не растёт и не развивается как предметник.

Где выход? Мы ничего не можем изменить. Но, я считаю, и в этих условиях мы должны, напряжённо готовясь к ЕГЭ по русскому языку, сохранять уроки литературы в прежнем виде, подчёркивать на конкретных примерах её значимость, использовать литературные знания в написании сочинения, не превращая при этом литературу во вспомогательный предмет, тем более, что часы никто не отнимает.

Давайте пройдём по классам. Обратимся к программе 9 (от ЕГЭ она не зависит).

Сколько писателей включала в себя прежняя программа? 5-6. Сейчас только во втором полугодии программа Коровиной содержит более 20 имён! Конечно, мы можем адаптировать её к себе, но не настолько же! Произведения, герои мелькают, как кинокадры. Назовут ли по памяти ученики 10 класса хотя бы некоторых, исключая Пушкина, Лермонтова, Гоголя? Давайте спросим 10-классников: кого они помнят? Думается, учитель сам решит, как тут быть, но от мелькания имен пользы нет.

Работа над сочинением. Именно в 9 классе мы начинаем писать «серьёзные» сочинения, учим работе с текстом, доказательности мнения и оценки, развёрнутости суждения. Во всяком случае стремимся к этому. В это же время готовим к ГИА. Оказывается, нужно лишь «во-первых, во- вторых, итак, я доказал». (Во-первых, ничего не доказал…) Получается, мы лицемерим: сочинение по литературе надо писать так, а по русскому - по-другому. Если с 5-8 класс мы проводили уроки развития речи, то в 9 - уродования речи! Во всяком случае, проверка экзамена это подтверждает, особенно лингвистическая тема, которую мы считаем хорошо отработанной. Лингвистическая тема традиционно трудная, и вдруг всё оказывается простым и доступным. В результате ни одной «живой» работы! Оценки высокие, а впереди ёщё два года обучения! В этом году 10-классник на первом сочинении по литературе спрашивает: «50 или 90? А мне понравилось.»

Тема сегодняшнего выступления во многом вызвана и результатами олимпиады по литературе за последние годы. Полное отсутствие навыков анализа текста.(11 класс. Есенин, «Вы помните…» Читаем: «Парень полюбил девушку». Стихотворение включено в программу 9 класса. Тем не менее 2 часть: «Куда несёт нас рок событий», «Страна – корабль» оказалась просто недоступной.

Выпускники даже не сделали попытку передать смысл, пусть шероховато, наивно развить тему, не говоря уже о месте поэта в условиях советской действительности.